Skansen
В современном мире все большую актуальность приобретает проблема сохранения культурного наследия страны. Как известно, без прошлого нет будущего, но сохранить его в условиях индустриального или постиндустриального обществ сегодня становится весьма сложно, а в некоторых случаях уже и почти невозможно.
Верными помощниками человека в деле сохранения культурного наследия всегда выступали музеи. Именно они на протяжении многих лет хранили историю человечества.
Но национально-романтические настроения в обществе привели к новаторству и в музейной сфере. Многие люди начали тосковать по ушедшему прошлому, по прошлому, которое в полной мере нельзя было сохранить и передать будущим поколения даже при помощи музея.
И вот тогда-то и было найдено качественно новое решение этой проблемы, оно выразилось в создании особого вида музея, музея «живого», позволявшего окунуться в забытую жизнь, почувствовать принадлежность к культуре своего народа, а главное – транслировать опыт многих поколений людей.
Первым музеем нового типа стал Скансен; для того, чтобы проследить и понять путь его становления, отметим исторические предпосылки, условия и причины создания музея, а также изучим личность Артура Хазелиуса, его создателя.
Первый в мире музей на основе свезенных памятников, как говорилось выше, был основан в 1891 г. в Стокгольме ученым-этнографом А. Хазелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа .
Одним из популярнейших на сегодняшний день музеев является музей Скансен.
Он представляет собой комплекс построек, привезенных на остров Юргорден из разных концов страны.
Большинство из них – это дома и усадьбы XVIII, XIX и XX столетий, они сохраняют подлинную обстановку и показывают, как жили в Швеции люди различного социального положения на протяжении нескольких веков.
Так, например, усадьба Эльврус представляет собой характерный северный хутор XIX века.
Смотритель усадьбы рассказывает о быте крестьян, живших в этом поместье, об их повседневных занятиях типа сушения сыра или прядения пряжи.
Усадьба Дельсбу принадлежала большому фермерскому хозяйству северной Швеции. Строения здесь интересны декоративной резьбой по дереву, украшающей дома, и росписями внутренних помещений, сделанных вручную.
В поместье Скугахольм некогда жила аристократическая семья. Поместье это - прекрасный образец густавианского стиля. В состав его входят флигели, в которых расположены комнаты для гостей, библиотека и кухня.
Рядом разбит огород, типичный для того времени и выглядящий сегодня также, как и много лет назад. О высоком положении хозяев свидетельствуют не только большой дом и множество дополнительных помещений, - в поместье Скугахольм имеются еще и регулярный французский и иррегулярный английский парки.
Не забыли в Скансене и коренных жителей Швеции – саамов, стоянка которых появилась на территории музея еще при жизни его создателя.
Саамы живут в чумах, сделанных из тонких березовых стволов и покрытых берестой и торфом, внутри чумов расположен традиционный очаг, обложенный камнями, а пол укрыт оленьими шкурами.
Помимо традиционных жилищ в музее представлены и склады саамов, в которых они обычно хранили припасы, уходя кочевать на север. Эти избушки строились на стволах деревьев с растопыренными корнями, из-за чего их внешний вид напоминает домик Бабы Яги.
За каждым зданием Скансена кроется страница шведской истории. Ярким примером может служить Миссионерский дом, в котором община проводила воскресные вечера за молитвой и пением.
Он напоминает нам о движении за «духовное пробуждение», набравшем силу в конце XIX века.
Помимо жилых построек сельского типа в музее имеются своя собственная церковь и городской квартал.
Церковь Скансена называлась ранее Сеглура, она была построена в 1729 году.
Сеглура является одной из популярнейших в народе венчальных церквей Швеции, здесь проводятся обряды крещения и конфирмации.
Немаловажным достоянием церкви является также старинный расписной орган.
Городской квартал был устроен в музее в 1930 году. Он воссоздает обстановку шведского города конца XVIII – середины XX веков. Большинство домов перенесены сюда из района Стокгольма Сёдер.
В этом квартале представлены все заведения, необходимые горожанам, - столярная, сапожная, стеклодувная мастерские, пекарня, бакалейная и скобяная лавки, типография, дома священника и ювелира, почта и банковская контора.
Все лавки и мастерские являются действующими: мастера занимаются традиционными ремеслами, они изготавливают сувениры, бытовые изделия и украшения, и даже создают изделия по частным заказам, используя старинное оборудование, а их появление на работе, как и в давние времена, отмечают настенные часы-компостер.
Мастера работают по старинным технологиям, так, Скансен славится своим особым стеклом с трещинами, производство которого налажено здесь с 1933 года.
В музее постоянно проводятся фестивали и празднества.
В Скансене справляют национальный день Швеции, праздник середины лета, праздник урожая – все мероприятия сопровождаются танцами, песнями и народными обрядами. Например, в праздник середины лета посетители украшают цветами майский шест и водят хороводы вместе с работниками музея. музей скансен туризм
На Вальпургиеву ночь разжигают большой праздничный костер в знак приветствия весны – эта традиция восходит еще к XIV веку.
Уже более ста лет в Скансене проходят Рождественские базары, проводятся они в, так называемые, выходные адвента - четыре воскресенья перед Рождеством.
Во многих старинных домах, в соответствии с народными традициями, накрывают большой праздничный стол.
Особенностью музея является работа по сохранению редких видов животных. На хуторе представлены старинные породы домашнего скота, в стане саамов обитают северные олени.
На территории Скансена есть Медвежья гора, где живут медведи и лисы. Сотрудники музея поддерживают популяции волков, лосей, тюленей, росомах и других животных, заботятся об улучшении условий их существования.
Скансен не может оставить равнодушными своих посетителей, он оригинален во всем: даже обзорные экскурсии по достопримечательностям здесь предлагается совершать на маленьком старинном поезде, а от одного из входов в музей, от ворот Хазелиуса, несколько месяцев в году в Скансен поднимается фуникулер.
Сегодня можно абсолютно точно сказать, что концепция Артура Хазелиуса с успехом воплощается в жизнь:
Скансен стал не только познавательным центром, где люди могут получить знания о жизни в Швеции, но и местом встреч, отдыха и проведения досуга.
В музей приходят люди всех возрастов, они занимаются ремеслами, танцуют и поют вместе с народными группами, участвуют в многочисленных праздниках и в то же время приобщаются к культуре.
Но самым главным является то, что, приходя сюда, люди чувствуют родственную близость друг к другу.
Скансен уже давно перестал быть просто музеем, он раздвигает границы условностей, заставляя всех посетителей ощущать свою принадлежность к одной большой семье.